«Вложить душу, переосмыслить, оживить»: интервью с Константином Кожевым, актёром театра кукол
Разговор о профессии кукольника, режиссуре и наследии Тонино Гуэрры

Текст опубликован на портале "Вокруг света" 6 августа 2025 г.
Изображения предоставлены Константином Кожевым
Константин Кожев — актёр театра кукол, член Союза театральных деятелей РФ и международной ассоциации деятелей театра кукол UNIMA, дипломант премии «Золотая маска» за лучшую актёрскую работу (2025 год). Вот уже 16 лет он работает в петербургском театре кукол «Бродячая собачка». Мы побывали на спектакле с его участием, а после постановки поговорили с ним.
Сцена из спектакля «Синяя собака»
Архив Константина Кожева
Диалогов в спектакле «Синяя собака» по рассказу Тонино Гуэрры почти нет. Разве что изредка, поверх лая и скрипки можно различить: «Горшки, глиняные горшки!». На сцене — гружённые скарбом люди. За жизнь человек обрастает бытом и обязательствами, которые тянут его к земле: у всех свои глиняные горшки.

Порой кто-то приходит облегчить ношу. Этим кем-то в коротком тексте великого итальянского писателя и сценариста Тонино Гуэрры, работавшего с Феллини и Антониони, является синий пёс. Свою трактовку рассказа представляет петербургский театр кукол «Бродячая собачка» под руководством режиссёра Альфии Абдулиной.
Постановка отходит от канонов кукольного театра. С куклой в руках появляется лишь один актёр: он на сцене, его лицо скрыто маской. Остальные работают в «живом плане», играя реальных персонажей.

Куклой — синей бездомной собакой (красильщик Мухаммед пролил на неё краску), которая, точно живая, ластится, скулит и переворачивает бытие героев, — управляет артист Константин Кожев. Его руки скоро и виртуозно перебирают нити, будто струны арфы.

Сцена из спектакля «Синяя собака»
Архив Константина Кожева
Сцена из спектакля «Синяя собака»
Архив Константина Кожева
Синяя собака склоняет лохматую морду — Константин поднимает маску с лица. После спектакля мы беседуем с ним о спектакле, профессии кукольника, Тонино Гуэрре.
Константин Кожев
Архив Константина Кожева
Как вы стали актером театра кукол?
Актёрскому мастерству я учился у одного из выдающихся кукольников страны — Сергея Константиновича Жукова. Он преподавал 20 лет в Санкт-Петербурге, тогда ещё в ЛГИТМиКе и столько же на Уральской зоне (проф. термин — прим. ред.) в ЕГТИ.

Я родился и вырос в Ижевске, а учился в театральном институте Екатеринбурга. Моё знакомство с Жуковым оказалось случайным. Поднимаюсь по ступенькам института, мне навстречу— мужчина, напоминающий Станиславского. Одет в чёрное, в руках металлический чайник.

Я замер и робко спросил: «Простите, а где можно встретить Константина Сергеевича?» На лице Жукова возник знак вопроса. «Ой, Сергея Константиновича!». Он улыбнулся и жестом показал на себя. В тот же день после короткого разговора он взял меня на курс.
Сергей Жуков
Фото предоставлено Константином Кожевым

Кого из кукольников вы считаете своими учителями?

Конечно, Жукова. Он ученик Михаила Михайловича Королёва, который в свою очередь открыл кафедру театра кукол, а затем и факультет. Они вместе с Сергеем Образцовым являются важнейшими фигурами театра кукол. Борис Зон, не являющийся кукольником,— ещё один талантливейший педагог, учёный, исследовавший стенограммы репетиций Станиславского. Я многому учусь до сих пор и у него по его дневниковым записям.

Из современных кукольников уважаю Яну Тумину и Руслана Кудашова, режиссёра Большого театра кукол; мне интересно то, что делает Анна Коонен и Борис Константинов. Я не знаком лично с Борисом Голдовским, художественным руководителем Московского театра кукол, доктором искусствоведения, но надеюсь, что в скором времени это произойдёт.
Что значит— быть кукольником?

Кукольник— не драматический актёр, который случайно взял в руки куклу и вышел на сцену. Это человек, который чувствует куклу как живое существо, часть своего внутреннего мира. Порой кукольников сначала учат драме, обещая, что это поможет. Это лишь отдаляет студентов от главного— от чувства куклы, от понимания её природы. Театр кукол— не приложение к драме, а самостоятельное, сложное искусство.
Константин Кожев в спектакле «Медведь в своем репертуаре»
Архив Константина Кожева
Быть кукольником — значит отказаться от своего тела и практически навсегда уйти за ширму. Себя живого вложить в неживое. Казалось бы, в кусок тряпки и папье-маше. Но кукла — не вещь. Не тряпка, не дерево, не пластик. Это образ, характер, душа, которую мы, актёры-кукольники, обязаны оживить, подарить ей сценическую жизнь, выходящую за пределы механического движения.
Театр кукол — не разновидность театра. Это шахта. Искусство, которое требует другого взгляда на сцену, другого способа существования. Актёр — не просто исполнитель, а проводник между одушевлённым и неодушевлённым, человеком и образом, воображением и реальностью.
Константин Кожев
Архив Константина Кожева
Мой мастер говорил: «Руки — это продолжение мозга», у актёров должна быть «умная рука». Чем богаче сердце, тем тоньше и глубже работа с куклой.
Кукольник обязан интересоваться жизнью во всём её многообразии, потому театр кукол — это лишь одно из моих занятий. Я режиссёр: ставлю спектакли для приговорённых к принудительному лечению за совершение тяжких преступлений в психиатрической больнице имени Николая Чудотворца. Фотохудожник, кинооператор, продюсер, преподаватель.


Актеры спектакля «Дикие лебеди» с пациентами Психиатрической больницы св. Николая Чудотворца (режиссер К. Кожев)
Источник: сообщество «Закрытый показ»
Чему вы учите студентов, будущих актёров?
Пока я занимаюсь с будущими актерами драматического театра. Кукольников ещё не учу, но думаю, что приду к этому и выпущу несколько курсов. Школа Жукова не должна останавливаться. Кроме плановых курсовых работ, я учу их логике и последовательности, органике, ансамблевости. В театре кукол, например, дипломатия и командная работа — первоочередное.
Что для вас означает играть в спектакле по тексту Тонино Гуэрры?
Я лично знаком с Лорой Гуэрра — Элеонорой Яблочкиной — спутницей Тонино, его супругой и переводчицей с итальянского. В 2020 году она приезжала на спектакль «Бабочка», поставленный в нашем театре к столетию со дня рождения писателя.
Константин Кожев в спектакле «Бабочка»
Архив Константина Кожева
Постановка посвящена войне. В 1944 году Тонино, студента, интернировали в лагерь для военнопленных за антифашизм. Этот период он описал в коротком — в несколько строк — тексте «Бабочка», вошедшем в книгу «Семь тетрадей жизни»: «Доволен, счастлив, рад я бывал много раз. Но более всего — когда меня освободили из концлагеря, и я мог смотреть на бабочку без желания её съесть».
Отыграв спектакль, я подошёл к Лоре, познакомился и попросил её подписать книгу Тонино, которую по сей день бережно храню.
Подпись книги от Лоры Гуэрры. Архив Константина Кожева
Каждый текст Тонино Гуэрры для меня — это вопрос, а не ответ. Почему собака синяя? Только ли потому, что герой — Мухаммед-красильщик — проливает на неё краску? Удалось ли ей освободить человека от бремени, вызвать в нём доброту? Лай собаки — не внутренний ли наш голос?
Made on
Tilda