На протяжении веков профессия смотрителя менялась. Теперь вместо почтовых голубей ве́сти о маячной жизни распространяются благодаря сообществам ВКонтакте, а вместо радиолы с пластинками, которую дарили в середине XX века за хорошую службу, составляется «
Плейлист смотрителя маяка» в период самоизоляции.
С профессии отшелушивался романтический ореол. На место мифа заступало нечто большее: красота действительности, правда без вымысла и прикрас.
Маяк и работа смотрителя оказались темой парадоксов.
Как бы ни хотелось приблизить маяки к людям, сделать из них музеи, отели и арт-резиденции, на данный момент это невозможно, поскольку маяк прежде всего — дом смотрителя. А понимания, как сделать это безболезненно и безопасно для самих смотрителей, пока что нет.
Тем временем вот уже более 10 лет живёт не только интерес — потребность в маяках. «Впаянность» и городская «расхристанность», о которых пишет правнучка смотрителя, вблизи маяков пропадают. Появляется вера в возможность «сделать в жизни что-то своё», внесистемное, от чего на много миль — морских и земных — проливался бы свет.