Первый любительский театр глухих в России был открыт в 1920 году в Петербурге. Сегодня
Санкт-Петербургским театром глухих руководит Владимир Бочаров. Один из артистов Театра, Максим Киселёв, учится в павловском колледже на адаптивной физкультуре и параллельно в институте культуры. Показывает: «Моя жизнь – это театр. Театр – свобода, эмоция, спасение». Он играет в спектакле «Время» по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца.
Первый профессиональный театр глухих в стране –
Театр мимики и жеста – возник в Москве в 1962 году.
В 2003 году появился третий театр глухих актёров
Недослов. У его истоков стояла Екатерина Мигицко, актриса, педагог РГСАИ:
«Я попала в институт на Студенческой совершенно случайно. Меня позвала знакомая, студентка Щукинского училища, она училась на два года старше. Ее зовут Аня Башенкова, у Ани глухие родители, она знает жестовый язык. Я пришла в институт без всякого понимания, кто такой глухой, как с ним общаться. Мы с Аней и со взрослым глухим актером начали делать спектакль по произведению "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Мне было страшно и интересно. Мне был 21 год. Так рождался театральный проект Недослов»[1].В 2023 году Екатерина Мигицко и шесть выпускников РГСАИ 2023 года создали первый профессиональный театр в Петербурге –
У Театр.
«После того, как я поставила первый спектакль "Как это сказать", в котором переплетались разные языки – пластика, речь, жесты – думала, что всем всё про глухих объяснила, но вскоре поняла, как заблуждалась. Это постоянный вызов
. В обществе по отношению к глухим до сих пор океан незнания, непонимания и мифов. Лишь постепенно профессиональный глухой актёр находит своё место в театре, перестаёт считаться космическим гостем.
В РГСАИ мы сталкиваемся с тем, что порой нужно обучать жестовому языку, ведь в школах он не приветствуется. Сложность возникает и с переводом литературного материала на РЖЯ.
Сегодня мы полностью переделываем программу, поскольку один из наших артистов уехал. Запустили сбор средств на платформе «Планета.ру», устроили творческие встречи со зрителями: "Как глухой играл Чехова" и "Как звучит море", проект "Гап": взаимодействие глухих и слышащих артистов в Театре на Литейном. Представление назначено на февраль. Ребята сами делают разные мероприятия: новый год, вечеринку,
дискотеку в кафе «Огурцы»… У нашего театра нет площадки. Не хотим замыкаться на камерной сцене. Куда предпочтительнее внедряться в разные пространства высокого уровня, как это было с новой сценой Александринского театра.
Я пытаюсь исследовать границу между миром слышащих и миром неслышащих. Думаю иногда:
если бы не случилось встречи с жестовым языком 20 лет назад? если бы я сама в процессе не выучила язык (
застолье после премьеры – лучшие курсы!)? Жестовый язык обогащает. Он тактильный.
Благодаря ему я говорю изнутри, телом и сердцем. В театре без этого никак:
театр весь – сплошное чувство».