Колыма, «перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»
В заголовок вынесены слова, сказанные о Колыме
в одном из интервью, взятом Святославом Тимченко,
знаковой фигурой для этих северных мест. Его журналистскому перу принадлежит первое расследование деятельности Дальлага на Колыме,
за которое он был удостоен престижной премии
«Золотое перо». Церемония прошла 30 марта 2007 года, а 24 июня Святослава Владимировича не стало.

Материал опубликован в журнале Дилетант (№111), март 2025.


Святослав Тимченко на балконе журфака
ЛГУ (подпись Инны: «Аудитория 606.
Тогда ещё пускали студентов на балкон»).
1976 год. Архив Инны Тимченко.


Фотографии: архив Инны Тимченко
Текст: Валерия Шимаковская
Как желание восстановить историю семьи привело к историческому расследованию? Как персонажи прозы Шаламова и поэзии Маяковского обрели черты конкретных людей, отбывавших наказание на колымской земле? Что значит хранить «фрачник» — символ журналистского мастерства, который по наследству перешёл от отца к дочери? Об этом — наша беседа с Инной Святославовной Тимченко, тоже журналистом, преподавателем высшей школы.
— Как ваша семья оказалась на Колыме?
— В 1980 году мы переехали из Ленинграда в Синегорье. Это был
молодой посёлок гидростроителей Колымской ГЭС в Магаданской области. Маму распределили туда после факультета гидроэнергетики ленинградского Политеха. Будучи выпускником ленинградского журфака, папа попал на работу в производственную многотиражку «Синегорье», где несколько лет освещал стройку Колымской ГЭС.
В 1985 году мы переехали в райцентр Ягодное, где в годы репрессий находилось управление приисками Дальлага. Папа стал заместителем редактора районной газеты «Северная правда».
Инна и Святослав Тимченко.
1980 год. Архив Инны Тимченко.
— Как вы впервые узнали о том, что папа расследует прошлое Колымы?
— Наш первый разговор на эту тему состоялся в родительский день
в пионерском лагере недалеко от прииска Стан-Утиный Спорнинского района. Мне было 12 лет. В отличие от детей он сразу понял, что пионерский лагерь наспех соорудили на месте трудового. Спальные корпуса возвели новые, но приметы того времени
остались — вышка охраны, карцер, баня. Обращала на себя внимание и столовая: вдоль продолговатых деревянных столов по обе стороны тянулись длинные армейские лавки, на которых умещался целый отряд.

Папа повёл меня на экскурсию по лагерю, показал в кустах остатки колючей проволоки. Вскоре мне стало очевидно, откуда взялись кости, которыми нас пугали мальчишки
из отряда по ночам.

С того момента я стала понимать, чем занимается мой папа в газете, и стала ему помогать.

Папа рассылал письма бывшим узникам ГУЛАГа, и некоторые из них прилетали на Колыму, чтобы лично показать журналистам остатки лагерей. Мы жили в однокомнатной квартире, папа брал интервью у своих гостей дома, и я невольно всё слышала, впитывала.
Тачка заключённых.
Фото 1989-1990 годов. Архив Инны Тимченко.
Папа сказал: «Сфотографируй их глазами»
Однажды мы пошли с ним за грибами в колымскую тайгу и наткнулись
на берцовые кости. Папа сказал: «Сфотографируй их глазами». Хотел, чтобы
я запомнила этот момент и рассказывала своим будущим детям.

— Вы были маленькой, когда узнали слово «репрессии». Как это отразилось на вас, на ваших взглядах?
— Для меня эта тема стала естественной, чуть ли не повседневной. Это была другая сторона медали той Колымы, которую мы полюбили, прожив там много лет. Я понимала,
что, расследуя тему репрессий, папа отдаёт дань исторической памяти и делает то, что надо обязательно делать, — возвращает истории имена невинно осуждённых и забытых людей, чья жизнь так и не была оплакана. Так же, как не был признан их огромный вклад в экономику страны.
Папа справку об аресте выкрал из дела на память
Однако, несмотря на период гласности, не для всех эта тема перестала быть табуированной. Пример — конкурс чтецов в старшей школе. Шёл 1991 год. Северный поэт
Анатолий Жигулин подарил папе книгу. Отцу очень понравилось стихотворение о бурундуке, которого поймали старатели и выходили в бараке («Надо номер ему на спину. // Он ведь тоже у нас — зека!»). Папа предложил мне выучить его для конкурса чтецов. Все одноклассники читали Пушкина и Лермонтова. А я… Анатолия Жигулина. Про бурундука, которому «надо номер на спину». Когда я дочитала, воцарилась неловкая тишина. Никто
не хлопал. Учителя растерянно моргали глазами.
— Как ваш отец впервые обратился к теме репрессий? Может быть, судьба подсказала: ведь он родился в марте 1953 года, через несколько
дней после смерти Сталина.
— Мой прадед, Илья Фёдорович Тимченко-Ярещенко, был репрессирован. Дворянин, штабс-капитан Белой армии, адъютант Деникина… В 1991 году, с началом периода гласности, отец связался с ростовским НКВД, в котором на его деда завели дело по политической статье.
По его запросу дело под грифом «Совершенно секретно» доставили в Магадан фельдъегерской почтой, и папа трое суток знакомился с ним в закрытом помещении спецучреждения. Сведения из дела нельзя было фотографировать. Папа переписал всё
от руки, а справку об аресте выкрал из дела на память.

Потом он нашёл место, где когда-то был лагерь, в котором закончил свой земной путь его дед, и поставил рядом с трассой огромный деревянный крест. Но первый памятник всем жертвам политических репрессий на Колыме они поставили с Иваном Паникаровым и другими сотрудниками редакции «Северная правда» на месте расстрельного лагеря «Серпантинка».
«В жилах папы всегда жил настоящий журналист-расследователь, и с личной истории только началось его большое историческое расследование. Он нашёл несколько оставшихся в живых и уже очень пожилых узников колымских лагерей, и закипела работа. Александр Чернов прилетел лично и объездил с отцом всю центральную Колыму, дав массу географических привязок на местности: точные координаты расположения лагерей, места массовых расстрелов и захоронений.

Он же назвал множество имён оставшихся в живых колымских узников. С тех пор для отца и его друга-журналиста Ивана Паникарова началась серьёзная поисковая работа. Сотни писем, тысячи новых имён
репрессированных…

Папа переписывался в том числе и с очень известными людьми — артистом Георгием Жжёновым, писательницей Зинаидой Лихачёвой, певцом Вадимом Козиным».


Инна Тимченко, «Как колымские журналисты “разгребали” наследие Колымы». «Журналист», февраль 2019 года
— Что вы отметили бы особо в наследии Святослава Тимченко?
— Материал «Серпантинка». В нём есть формула-метафора:
«И всё-таки, мне кажется, можно вывести среднестатистическую себестоимость одного грамма дальстроевского золота. Правда, для этого придётся всё же поставить промприбор на ручье Снайпер на месте тюрьмы “Серпантинка”. Суть расчёта проста: на одну чашу весов кладётся золотой концентрат, на другую — сопутствующий металл в виде пуль, извлечённых из этого же объёма горной массы. Делим полученное золото на количество пуль и получаем себестоимость грамма, к примеру, 1,12 жизни…»

Также — констатация сосуществования жертв и палачей:
«На митинге присутствовал старик, который в годы войны был полицаем на оккупированной территории. Увидел двух стоявших рядом вечных врагов — глубоких старцев. Николай Цецура — в прошлом священнослужитель из Анжеро-Судженска, пострадавший за веру, конвоир-энкэвэдэшник дед Бурцев, который ещё в лагерные времена оставил на руке Цецуры шрам.

А среди обитательниц знаменитого женского лагеря села Эльген, где отбывали наказание Евгения Гинзбург, Зинаида Лихачёва, — увидел старуху по прозвищу Росомаха. Во времена ГУЛАГа эта женщина была одной из самых ретивых и злобных надзирательниц женской зоны. Когда лагерь закрыли, а его обитательниц выпустили на волю, то первое, что они сделали, поймали не успевшую унести ноги Росомаху и едва не растерзали её на части. Бывшие зэчки пожалели её и даже приняли в свою компанию. По праздникам они собираются вместе, пьют горькую, поют лагерные песни, и непременным участником их застолья всегда бывает Росомаха».
Святослав Тимченко (второй слева) и Иван Паникаров (слева за катком в клетчатой рубашке) во время установки памятника в «Серпантинке». 1991 год. Архив Инны Тимченко.
Святослав Тимченко (второй слева) и Иван Паникаров (слева за катком в клетчатой рубашке) во время установки памятника в «Серпантинке». 1991 год. Архив Инны Тимченко.
Памятник жертвам репрессий на Серпантинке. Архив Инны Тимченко.
Отмечу и статью «Кинжал Георгия Жжёнова», после которой известный советский актёр прислал папе открытку с благодарностью за то, что они подняли эту тему.

Помню материал «Не цветут сады на Колыме» — интервью с Михаилом Евсеевичем Выгоном, который не был расстрелян по счастливой случайности: «Видимо, писарь ошибся, и вместо “Выгон” написал “Вагон”. Это и спасло мне жизнь. Тогда я просто не откликнулся, ведь фамилия действительно была не моя».

Жена Выгона — Елена Яновна Хренова — дочь Яна Хренова, знакомого
Владимира Маяковского, Осипа и Лилии Бриков. Это о нём — стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
«Поговорили о Колыме, вспомнили общих знакомых, и только после этого я решился задать вопрос о связи строк Маяковского о городе-саде и этой гостеприимной семьи, долгое время прожившей на Крайнем Севере. “Фамилия, которую носит моя супруга, вам ни о чём не говорит, — ответил Михаил Евсеевич, — а вы спросите хозяйку,
о её девичьей фамилии и сразу всё поймёте…”. Елена Яновна оказалась носительницей фамилии Хренова, и, соответственно, — родной дочерью великого менеджера
Хренова, воспетого поэтом».

Главное журналистское расследование папы — «Чемодан из Джелгалы» — посвящено прииску, где отбывал срок автор книги «Колымские рассказы» Варлам Шаламов. Этот материал подтверждает тот факт, что в своих рассказах писатель называет истинные фамилии отрицательных героев, в частности, тех, кто фальсифицировал
вскрытия заключённых.
«Автор знаменитых “Колымских рассказов”, как никто другой, сумел совместить художественную прозу с документальностью мемуаров. В его рассказах, лишённых
всякой вычурности, слова, будто погоняемые опытным пастором, выстраиваются одно за другим в идеальной последовательности, неся на себе страшную правду о периоде репрессий. <…>
Где-то около 11-ти вечера в номер гостиницы районного центра Ягодное Магаданской области, где я остановился, позвонили старатели из поселка Джелгала. “Разбирали старое здание медсанчасти, и нашли чемодан с какими-то документами”, — сообщил звонивший.
Взял в руки первую папку с надписью “Протоколы патолого-анатомических
вскрытий”. Едва начал листать полуистлевшие страницы, как перед глазами замелькали фамилии шаламовских героев “Колымских рассказов”— доктор
Ямпольский, доктор Мохнач…»
Потомки Ямпольского связывались с папой после этой публикации и просили посмотреть исторические документы. Оказалось, что почерк и возраст их предка не совпадал с имеющимися в деле. Возможно, сам Ямпольский был репрессирован, а его фамилию и документы присвоил какой-то блатной зэк, решивший устроиться врачом в лагерную больницу.
«Чемодан из Джелгалы». Протоколы вскрытий. Архив Инны Тимченко.
«Чемодан из Джелгалы». Подписи Ямпольского, Мохнача. Архив Инны Тимченко.
«Чемодан из Джелгалы». Протокол судебно-медицинского вскрытия трупа з/к Малиновского Анатолия Ивановича. 3 декабря 1942 года. Архив Инны Тимченко.
Мне перешёл по наследству наградной фрачник отца
Фрачник Святослава Тимченко, Золотое перо из белого золота. Фотография из телеграм-канала Инны Тимченко.
Фрачник (или фрачный значок) — это копия медали, ордена или другого нагрудного знака в миниатюре. Благодаря небольшому размеру, они удобны в ношении и подходят не только к парадной, но и к любой другой одежде. Вошедший в моду в XIX веке, фрачник был обязательным элементом светской одежды. Размер таких значков, как правило, варьируется в пределах 12–24 мм в диаметре.
— В 2006 году Святослав Владимирович получил «Золотое перо».
Вы присутствовали на церемонии?
— Безусловно. Жюри тогда возглавлял известный петербургский журналист Андрей Радин, который сам вырос на Колыме. Он ещё подростком писал заметки для «Северной правды», а папа их публиковал. Позже они возобновили знакомство в Петербурге, уже будучи коллегами.

Мне перешёл по наследству наградной фрачник отца. Мне очень жаль, что этот значок не успел поносить папа на лацкане своего пиджака. «Золотое перо» не купить в ювелирном магазине. Я очень гордилась папой: какой же он крутой журналист-расследователь! И при этом никогда не участвовал ни в одном конкурсе. На сей раз заявку за него подал редактор.

Но эта его первая профессиональная награда стала и последней. Через три месяца папа умирает. «Золотое перо» выбивает скульптор на его гранитном памятнике.

Фрачник в моём доме на самом видном месте. Он из белого золота. С маленькими фианитами. Часто достаю его из коробочки, кручу в руках, примеряю. Особенно когда
долго не пишется. Но я не участвую в журналистских конкурсах. И не выиграла эту награду. Значит, мне нужно особое разрешение, чтобы присвоить себе эту памятную вещь
от отца. Достойна ли я этого знака отличия? Вопрос, который я не могу решить для себя вот уже 16 лет…
Инна и Святослав Тимченко.
1 сентября 1994 года. Архив Инны Тимченко.
— Я благодарна за то, что вы отдали мне подшивки «Северной правды».
Вы упоминали, что в тот момент, когда я обратилась к вам с просьбой
рассказать о Святославе Владимировиче, вы как раз пересматривали архивы
и размышляли, что с ними дальше делать. Почему вы их не сохранили у себя?
— Долгое время я была погружена в тему репрессий, и вот настал момент, когда я поняла, что созрела перелистнуть эти страницы своей жизни. Приходит на память крылатая фраза
польского поэта Станислава Ежи Леца: «У каждого века своё средневековье». Закрыть — не значит забыть. Это значит сместить фокус своего внимания на другие периоды нашей истории, помимо того самого «средневековья».
Made on
Tilda